Положение об ООП по ФОП

ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
Протокол от 05.07.2023 г.№ 8

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Шелковичненская средняя школа»
___________ И.И.Искра
приказ от 05.07.2023г. № 92

Положение
об основных образовательных программах
начального общего образования, основного общего образования, среднего
общего образования реализуемых в
МБОУ «Шелковичненская средняя школа»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минпросвещения
России от 31.05.2021 №286 «Об утверждении ФГОС НОО» с изменениями от 8 ноября 2022
года, Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении ФГОС ООО»
с изменениями от 8 ноября 2022 года, Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 «Об
утверждении ФГОС СОО» с изменениями от 12 августа 2022 года, Приказом Минобрнауки
России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» с
изменениями от 8 ноября 2022 года, Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 №115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам НОО, ООО,
СОО» с изменениями от 7 декабря 2022 года, а также Уставом МБОУ «Шелковичненская
средняя школа» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
1.2. Данное Положение регламентирует порядок разработки, утверждения, изменения,
оценки, а также основные требования к оформлению основных образовательных программ
НОО, основного общего образования и адаптированных основных образовательных программ,
реализуемых в МБОУ «Шелковичненская средняя школа».
1.3. Понятия, используемые в настоящем Положении:
• Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) —
совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к
профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
• Общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и
приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений,
навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе. Общее
образование в образовательной организации реализуется по уровням: начальное общее
образование, основное общее образование.
• образовательная программа — комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий,
который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих
программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом
случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы,
форм аттестации.

• федеральная основная общеобразовательная программа - учебно-методическая
документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график,
федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план
воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и
содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности,
планируемые результаты освоения образовательной программы;
• адаптированная образовательная программа — образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
• рабочая программа — это программа, разработанная на основе федеральных или
авторских программ, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины,
последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм
обучения и другие. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму
содержания и уровню подготовки обучающегося, определенными ФГОС по конкретному
предмету (курсу) учебного плана образовательной организации. Разработка рабочей программы
относится к компетенции образовательной организации и осуществляется педагогом или
рабочей группой педагогов для определенных классов (групп) и учитывает возможности
методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень
подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах, группах)
школы.
• участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их
представители,
образовательные
организации,
осуществляющие
образовательную
деятельность.
• обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) —
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии,
подтвержденные
центральной
психолого-медико-педагогической
комиссией
и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
• специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ — условия
обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных
технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания школы, а
также иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ.
• учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено
федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.4. Общеобразовательная организация при разработке настоящего Положения об
основной образовательной программе руководствуется:
• приказом Минпросвещения России № 372 от 18 мая 2023 года «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»;
• приказом Минпросвещения России № 371 от 18 мая 2023 года «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
• приказом Минпросвещения России № 370 от 18 мая 2023 года «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»;

• приказом Минпросвещения России № 874 от 30 сентября 2022 года «Об утверждении
порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»;
• приказом Минпросвещения России № 712 от 11 декабря 2020 г. «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся».
1.5. Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются
образовательными организациями.
1.6. Основные образовательные программы (далее – ООП), реализуемые в
образовательной организации, разрабатываются отдельно по каждому уровню образования:
• основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО);
• основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО);
• основная образовательная программа среднего общего образования (ООП СОО);
1.7. Для обучающихся с ОВЗ разрабатываются и утверждаются адаптированные основные
образовательные программы (далее - АООП) в соответствии с Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программой.
1.8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного
и среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими
федеральными основными общеобразовательными программами. Содержание и планируемые
результаты разработанных школой образовательных программ должны быть не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.
1.9. Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования,
при разработке соответствующей общеобразовательной программы вправе предусмотреть
перераспределение предусмотренного в федеральном учебном плане времени на изучение
учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу
изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения
отдельных учебных предметов и профильное обучение. Указанное перераспределение времени
на изучение учебных предметов осуществляется в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов к предметным результатам по всем учебным
предметам.
1.10.
При разработке образовательных программ организации, осуществляющие
образовательную
деятельность
по
имеющим
государственную
аккредитацию
общеобразовательным программам, применяют ФООП, утвержденные до начала нового
учебного года. Федеральные основные общеобразовательные программы, утвержденные
позднее указанного срока, применяются при разработке и утверждении образовательных
программ года, следующего за годом утверждения соответствующих ФООП.
1.11.
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации»
общеобразовательная организация вправе непосредственно применять при реализации
основных образовательных программ соответствующего уровня федеральные основные
общеобразовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного
плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) не указанных в п.1.14
настоящего Положения федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей).
1.12.
При применении ФООП в школе соответствующая учебно-методическая
документация не разрабатывается.
1.13.
Федеральные программы разрабатываются с учетом их уровня и
направленности, возможности образовательной организации углубленного изучения отдельных
учебных предметов и профильного обучения на основе ФГОС, а также с учетом приоритетов
научно-технологического развития Российской Федерации и плана мероприятий по реализации

Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденного
Правительством РФ.
1.14.
При разработке ООП общеобразовательная организация предусматривает
непосредственное применение :
⁃ при реализации обязательной части образовательной программы начального общего
образования федеральных рабочих программ по учебным предметам:
• «Русский язык»;
• «Литературное чтение»;
• «Окружающий мир»;
⁃ при реализации обязательной части образовательных программ основного общего и
среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам:
• «Русский язык»;
• «Литература»;
• «История»;
• «Обществознание»;
• «География»
• «Основы безопасности жизнедеятельности».
1.15.
Образовательные организации при реализации образовательных программ
свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а
также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено Федеральным
законом ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».
1.16.
Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный
учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
оценочные и методические материалы, федеральную рабочую программу воспитания и
федеральный календарный план воспитательной работы.
1.17.
Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень,
трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их
промежуточной аттестации.
1.18.
Общеобразовательная организация вправе наряду с мероприятиями,
включенными в федеральный календарный план воспитательной работы, проводить иные
мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания.
1.19.
Организация образовательной деятельности по общеобразовательным
программам может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных
потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных
учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы
(профильное обучение).
1.20.
Образовательная деятельность при освоении общеобразовательных программ
или отдельных компонентов этих программ может быть организована в форме практической
подготовки.
1.21.
При реализации общеобразовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
1.22.
При реализации общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения должны соблюдаться
Санитарно-эпидемиологические требования и правила и Гигиенические требования.
1.23.
При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных
ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей
территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных
программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в

федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных
образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения
невозможны.
1.24.
Общеобразовательные программы реализуются общеобразовательной
организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Использование сетевой формы реализации общеобразовательных программ осуществляется на
основании
договора
между
несколькими
образовательными
организациями,
предоставляющими ресурсы и образовательные технологии, включая иностранные.
1.25.
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке
Российской Федерации.
1.26.
Положение доводится до сведения педагогических работников, обучающихся
образовательной организации и их родителей (законных представителей) путем размещения его
на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет.
2. Порядок разработки и утверждения ООП/АООП
2.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает ООП/АООП с учетом
её особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей
(законных представителей), социума.
2.2. ООП/АООП разрабатывается отдельно для каждого уровня общего образования с
учетом специфики организации образовательной деятельности и возрастных особенностей
обучающихся определенного школьного возраста.
2.3. Сроки разработки ООП/АООП образовательной организацией устанавливаются
самостоятельно.
2.4. ООП для начального общего, основного и среднего общего образования (НОО, ООО,
СОО) разрабатываются на основе ФГОС соответствующего уровня образования, федеральных
основных образовательных программ и настоящего Положения.
2.5. АООП разрабатываются по каждому виду ОВЗ для каждого уровня образования на
основе ФГОС соответствующего уровня образования, в том числе ФГОС НОО для
обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
федеральных АООП и настоящего Положения.
2.6. В целях обеспечения реализации программы ООП/АООП в образовательной
организации для участников образовательной деятельности должны создаваться условия,
обеспечивающие возможность:
• достижения планируемых результатов освоения программы начального общего
образования, основного общего образования образования обучающимися;
• формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать
учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных,
метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию
с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;
• формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся,
основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и социально
профессиональных ориентаций;
• выявления и развития способностей обучающихся через урочную и внеурочную
деятельность, систему воспитательных мероприятий, практик, учебных занятий и иных форм
деятельности, включая общественно полезную деятельность, в том числе с использованием
возможностей иных образовательных организаций, а также организаций, обладающих
ресурсами, необходимыми для реализации ООП и иных видов образовательной деятельности,
предусмотренных программами НОО, ООО;
• работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания
межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности;
• участия обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических
работников в разработке программы НОО, ООО, СОО проектировании и развитии в школе
социальной среды, а также в разработке и реализации индивидуальных учебных планов;
• формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
• эффективного использования времени, отведенного на реализацию части программы
НОО, ООО, СОО формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с
запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), особенностями развития и
возможностями обучающихся, спецификой образовательной организации, и с учетом
национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации;
• использования в образовательной деятельности современных образовательных и
информационных технологий;
• эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников;
• включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешней
социальной среды (населенного пункта, муниципального района, субъекта Российской
Федерации) для приобретения опыта социальной деятельности, реализации социальных
проектов и программ;
• обновления содержания программы НОО, ООО, СОО методик и технологий ее
реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся
и их родителей (законных представителей), а также с учетом национальных и культурных
особенностей субъекта Российской Федерации;
• эффективного управления образовательной организацией с использованием ИКТ.
2.7. Разработанные ООП/АООП должны обеспечивать достижение обучающимися
результатов их освоения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС.
2.8. Нормативный срок освоения образовательных программ составляет:
• ООП НОО — четыре года;
• ООП ООО — пять лет;
• ООП СОО – два года.
Нормативный срок освоения АООП для детей с ограниченными возможностями может
быть увеличен с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных
возможностей детей в соответствии с рекомендациями Центральной психолого-медикопедагогической комиссии (ЦПМПК).
2.9. Для всех форм получения образования (очной, очно-заочной, заочной)
разрабатывается общая ООП/АООП.
2.10.
В целях разработки ООП/АООП издается приказ о создании рабочей группы
и распределении между участниками рабочей группы зон ответственности. Ответственным за
разработку и формирование ООП/АООП назначается заместитель директора по учебнометодической работе.
2.11.
В рабочую группу входят:
2.11.1.
Административные работники (заместители директора по учебнометодической, воспитательной работе и в случае необходимости иные педагогические
работники, в чьи должностные обязанности входит административная работа, связанная с
организацией деятельности по реализации ООП на всех уровнях образования).
В зону ответственности административных работников входит разработка учебного
плана, плана внеурочной деятельности, а также всех разделов ООП/АООП, предусмотренных
ФГОС.
2.11.2.
Педагогические
работники
(учителя,
педагог-психолог,
и
иные
педагогические работники, участие которых целесообразно).

В зону ответственности педагогических работников входит разработка рабочих программ
учебных предметов, рабочих образовательных программ внеурочной деятельности, программы
коррекционной работы и иных отдельных разделов ООП/АООП.
2.12. При разработке ООП/ АООП рекомендуется соблюдать следующий порядок:
• разработка учебного плана (учебных планов), плана (планов) внеурочной деятельности
ООП/АООП и календарного учебного графика;
• разработка проектов рабочих программ учебных дисциплин и образовательных
программ внеурочной деятельности;
• обсуждение проектов рабочих программ учебных дисциплин и внеурочной
деятельности на Методическом совете, их доработка и согласование заместителем директора
по учебно-методической работе;
• подготовка аннотаций рабочих программ учебных дисциплин и внеурочной
деятельности для размещения на сайте образовательной организации;
• подготовка проектов программ коррекционной работы, программы воспитания и иных
компонентов, предусмотренных ФГОС;
• обсуждение проектов программ коррекционной работы, программы воспитания и
иных компонентов на Методическом совете, их доработка и согласование заместителем
директора по учебной работе/заместителем директора по воспитательной работе;
• подготовка проекта ООП/АООП в соответствии с требованиями ФГОС к структуре
ООП (пояснительная записка, целевой раздел, организационный);
• обсуждение проекта ООП/АООП на Методическом совете, доработка;
• обсуждение и согласование ООП/АООП на Педагогическом совете — коллегиальном
органе управления образовательной организацией;
• утверждение ООП/АООП руководителем образовательной организации (при
делегировании полномочий - заместителем директора по учебно-методической работе); •
подготовка аннотации и описания ООП/АООП для размещения на сайте МБОУ
«Шелковичненская средняя школа».
2.13.
Порядок разработки рабочих программ и программ внеурочной деятельности,
являющихся частью ООП/АООП, регламентируется локальными актами МБОУ
«Шелковичненская средняя школа».
2.14.
Рабочая программа учебного предмета разрабатывается учителем по
определенному учебному предмету на основе утвержденного учебного плана ООП/АООП,
требований ФГОС и ФООП. Рабочие программы должны обеспечивать достижение
планируемых результатов освоения ООП/АООП.
2.15.
Рабочая программа внеурочной деятельности разрабатывается педагогом на
основе утвержденного плана внеурочной деятельности и требований к результатам освоения
ООП/АООП с учетом требований ФГОС. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности
должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП/АООП.
2.16.
Утверждается ООП/АООП директором школы после рассмотрения
(обсуждения) данной образовательной программы на Методическом совете и ее согласования
на заседании Педагогического совета до начала нового учебного года.
2.17.
Педагогические работники несут ответственность за реализацию не в полном
объеме ООП/АООП в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Структура ООП/АООП
3.1. ООП/АООП содержат обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, устанавливается в соответствии с требованиями ФГОС по каждому уровню
образования.

3.2. ООП/АООП каждого уровня образования должны содержать следующие разделы:
• целевой;
• содержательный;
• организационный.
3.3. Содержание и структура ООП начального общего образования
3.3.1. Содержание ООП НОО
3.3.1.1. В соответствии с требованиями ФГОС НОО ООП НОО определяет содержание и
организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и
направлена:
• на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие обучающихся,
• создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,
обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
3.3.1.2. ООП НОО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений. При этом от общего объема основной образовательной
программы начального общего образования:
• обязательная часть основной образовательной программы начального общего
образования — составляет 80%,
• часть, формируемая участниками образовательных отношений, — 20%.
3.3.1.3. Основная образовательная программа начального общего образования
реализуется через организацию урочной и внеурочной образовательной деятельности в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
3.3.2. Структура ООП НОО
3.3.2.1. Целевой раздел основной образовательной программы начального общего
образования определяет: общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также
способы определения достижения этих целей и результатов, и включает: а) пояснительную
записку. Пояснительная записка раскрывает:
• цель реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями
ФГОС начального общего образования к результатам освоения обучающимися программы
начального общего образования;
• принципы формирования и механизмы реализации ООП начального общего
образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;
• общую характеристику основной образовательной программы начального общего
образования.
б) планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО должны:
• обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и
системой оценки результатов освоения программы начального общего образования;
• являться содержательной и критериальной основой для разработки:
⁃ рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей, являющихся методическими документами, определяющими
организацию образовательной деятельности в школе по определенному учебному предмету,
учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю;
⁃
рабочей программы воспитания, являющейся методическим документом,
определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в
образовательной организации;
⁃ программы формирования универсальных учебных действий обучающихся;
⁃ системы оценки качества освоения обучающимися программы начального общего
образования;

⁃ в целях выбора средств обучения и воспитания, а также учебно-методической
литературы.
в) система оценки достижения планируемых результатов освоения детьми основной
образовательной программы начального общего образования должна:
• отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов
оценочной деятельности;
• ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей и формирование
универсальных учебных действий в обучающихся;
• обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы
начального общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и
метапредметных результатов;
• предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся;
• обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве
подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.
3.3.2.2. Содержательный раздел основной образовательной программы начального
общего образования включает следующие программы, ориентированные на достижение
предметных, метапредметных и личностных результатов:
• рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной
деятельности, учебных модулей;
• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
• рабочую программу воспитания.
3.3.2.3.Организационный раздел ООП НОО определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации
программы начального общего образования и включает:
• учебный план начального общего образования;
• план внеурочной деятельности, календарный учебный график;
• календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и
мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся
образовательной организацией или в которых школа принимает участие в учебном году или
периоде обучения;
• характеристику условий реализации программы начального общего образования в
соответствии с требованиями ФГОС.
3.4. Содержание и структура ООП основного общего образования
3.4.1. Содержание ООП ООО
3.4.1.1. ООП ООО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений за счёт включения в учебные планы учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня,
предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Обязательная
часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а
часть, формируемая участниками образовательной деятельности, — 30% от общего объёма
основной образовательной программы основного общего образования.
3.4.1.2. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП ООО
предусматриваются:
• учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
• внеурочная деятельность.
3.4.1.3. Разработанная Образовательной организацией ООП ООО должна обеспечивать
достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы

основного общего образования в соответствии с требованиями, установленными ФГОС данного
уровня образования.
3.4.2. Структура ООП ООО
3.4.2.1. Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации ООП ООО, а также способы определения достижения
этих целей и результатов. Целевой раздел включает:
а) пояснительную записку. Пояснительная записка должна содержать:
• цель и задачи реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с
требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования;
• принципы формирования и механизмы реализации ООП ООО, в том числе
посредством реализации индивидуальных учебных планов;
• общую характеристику программы основного общего образования.
б) планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО должны:
• обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и
системой оценки результатов освоения программы основного общего образования;
• являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей,
программы воспитания, а также программы формирования универсальных учебных действий
обучающихся - обобщенных учебных действий, позволяющих решать широкий круг задач в
различных предметных областях и являющихся результатами освоения обучающимися
программы основного общего образования.
в) систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО. Система
оценки достижения планируемых результатов ООП ООО должна включать описание
организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и
внеурочной деятельности и оценки проектной деятельности обучающихся.
3.4.2.2. Содержательный раздел ООП ООО включает следующие программы,
ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
• рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной
деятельности, учебных модулей;
• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
• рабочую программу воспитания.
Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа
коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.
3.4.2.3.
Организационный раздел
должен определять общие рамки
организации образовательной деятельности, организационные механизмы и условия
реализации программы основного общего образования. Организационный раздел включает:
а) учебный план основного общего образования как один из основных механизмов
реализации ООП ООО, определяющий общий объем нагрузки и максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по
классам (годам обучения). ООП ООО может включать как один, так и несколько учебных
планов.
Учебные планы обеспечивают возможность обучения на государственном языке
Российской Федерации и возможность изучения языков (не русских) субъектов Российской
Федерации и устанавливают количество учебных часов, отводимых на их изучение, по классам
(годам) обучения. В учебный план входят обязательные предметные области и учебные
предметы (учебные модули) в соответствии с требованиями ФГОС.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы;

б) систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с
требованиями ФГОС ООО. Система условий должна содержать:
• описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых,
материально-технических, информационно-методических;
• обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствие с
приоритетами ООП ООО;
• механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
• сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий
контроль состояния системы условий.
Содержание и структура ООП среднего общего образования
3.4.1. Содержание ООП СОО
3.4.1.1. ООП СОО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений за счёт включения в учебные планы учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня,
предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Обязательная
часть основной образовательной программы среднего общего образования составляет 60%, а
часть, формируемая участниками образовательной деятельности, — 40% от общего объёма
основной образовательной программы среднего общего образования.
3.4.1.2. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП СОО
предусматриваются:
• учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
• внеурочная деятельность.
3.4.1.3. Разработанная Образовательной организацией ООП СОО должна обеспечивать
достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы
среднего общего образования в соответствии с требованиями, установленными ФГОС данного
уровня образования.
3.4.2. Структура ООП ООО
3.4.2.1. Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации ООП СОО, а также способы определения достижения этих
целей и результатов. Целевой раздел включает:
а) пояснительную записку. Пояснительная записка должна содержать:
• цель и задачи реализации ООП СОО, конкретизированные в соответствии с
требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы среднего общего образования;
• принципы формирования и механизмы реализации ООП СОО, в том числе
посредством реализации индивидуальных учебных планов;
• общую характеристику программы среднего образования.
б) планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО должны:
• обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и
системой оценки результатов освоения программы среднего образования;
• являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей,
программы воспитания, а также программы формирования универсальных учебных действий
обучающихся - обобщенных учебных действий, позволяющих решать широкий круг задач в

различных предметных областях и являющихся результатами освоения обучающимися
программы среднего общего образования.
в) систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО. Система
оценки достижения планируемых результатов ООП СОО должна включать описание
организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и
внеурочной деятельности и оценки проектной деятельности обучающихся.
3.4.2.2. Содержательный раздел ООП СОО включает следующие программы,
ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
• рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной
деятельности, учебных модулей;
• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
• рабочую программу воспитания.
Также в содержательный раздел программы СОО должна быть включена программа
коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.
3.4.2.3.
Организационный раздел
должен определять общие рамки
организации образовательной деятельности, организационные механизмы и условия
реализации программы среднего общего образования. Организационный раздел включает:
а) учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов
реализации ООП СОО, определяющий общий объем нагрузки и максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по
классам (годам обучения). ООП СОО может включать как один, так и несколько учебных
планов.
Учебные планы обеспечивают возможность обучения на государственном языке
Российской Федерации и возможность изучения языков (не русских) субъектов Российской
Федерации и устанавливают количество учебных часов, отводимых на их изучение, по классам
(годам) обучения. В учебный план входят обязательные предметные области и учебные
предметы (учебные модули) в соответствии с требованиями ФГОС.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы;
б) систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с
требованиями ФГОС СОО. Система условий должна содержать:
 описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых,
материально-технических, информационно-методических;
 обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствие с
приоритетами ООП СОО;
 механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
 сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
• контроль состояния системы условий.
4. Порядок внесения изменений в ООП/АООП
4.1. Инициировать изменения/дополнения в ООП/АООП может любой участник
образовательных отношений, о чем сообщает в служебной записке/заявлении на имя
руководителя образовательной организации и/или его заместителя, осуществляющего контроль
за содержанием реализуемых образовательных программ.
4.2. При целесообразности внесения изменений/дополнений в ООП/АООП руководитель
издает соответствующий приказ об ответственном за формирование нового содержания и
внесение изменений/дополнений в соответствующие программы.
4.3. Изменения и дополнения вносятся в ООП/АООП по согласованию с методическим
советом и коллегиальным органом управления школой – Педагогическим советом,
регистрируются в контрольном листе изменений к настоящему Положению и являются

неотъемлемой частью ООП/АООП. Вносить изменения в ООП/АООП в части любых его
компонентов (рабочих программ, планов и др.) в ином порядке не допускается.
4.4. Не позднее 10 дней со дня внесения изменений/дополнений в ООП/АООП
информация размещается на официальном сайте образовательной организации.
5. Требования к оформлению ООП/АООП
5.1. При разработке ООП/АООП необходимо соблюдать следующие требования к
оформлению:
• электронный документ в формате Microsoft Word (одним файлом); – листы формата
А4;
• ориентация страницы – книжная;
• поля – обычные;
• титульный лист считается первым, но не нумеруется;
• нумерация страниц – сверху в центре;
• шрифт – Times New Roman;
• кегль –12, в таблице -11;
• межстрочный интервал – одинарный;
• переносы не ставятся;
• абзац 1,25 см (кроме таблиц);
• выравнивание – заголовки по центру, основной текст по ширине;
• центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word;
• оглавление автоматическое;
• каждый структурный элемент программы начинается с новой страницы;
• таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены от
предыдущего и последующего текста одним интервалом.
5.2. Требования к оформлению рабочих программ учебных предметов и курсов
внеурочной деятельности регламентируется локальными актами образовательной организации,
в том числе Положением о рабочих программах и календарно-тематическом планировании
учебных предметов и курсов.
6. Механизм реализации ООП/АООП
6.1. МБОУ «Шелковичненская средняя школа» создает условия для реализации в полном
объеме ООП/АООП, соответствие качества подготовки обучающихся установленным
требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания
возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и
потребностям обучающихся.
6.2. В МБОУ «Шелковичненская средняя школа» могут быть созданы условия для
проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми
в группах продленного дня.
6.3. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе
адаптированным общеобразовательным программам, организуется в соответствии с
расписанием учебных занятий, которое определяется общеобразовательной организацией.
6.4. При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материальнотехнических и иных условий) возможно деление классов на группы при проведении учебных
занятий, курсов, дисциплин (модулей).
6.5. При наличии потребности в изучении нескольких родных языков из числа языков
народов Российской Федерации допускается деление класса на две и более группы.
6.6. ООП/АООП реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением
требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
6.7. ООП/АООП могут реализовываться школой, как самостоятельно, так и посредством
сетевых форм. Сетевая форма обеспечивает возможность освоения ООП/АООП с

использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную
деятельность. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы могут
участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры,
физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для
осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления
иных видов учебной деятельности, предусмотренной соответствующей образовательной
программой.
6.8. Организация проведения практики, предусмотренной ООП (при наличии),
осуществляется образовательной организацией на основе договоров с организациями,
осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля.
6.9. При реализации ООП/АООП используются различные образовательные технологии, в
том числе электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
6.10. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных
ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей
территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ
осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных
образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без
применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.
6.11. При реализации ООП/АООП может применяться форма организации
образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания
образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих
образовательных технологий.
6.12. Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий
за ним, рабочий день. Учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая, если
этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в
предыдущий рабочий день. Для 9-х, 11-х классов окончание учебного года определяется
ежегодно в соответствие с расписанием проведения государственной итоговой аттестации.
6.13. В процессе освоения общеобразовательных программ обучающимся
предоставляются каникулы. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7
календарных дней. Сроки начала и окончания каникул определяются общеобразовательной
организацией самостоятельно.
6.14. Количество обучающихся в классе определяется, исходя из расчета соблюдения
нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в
учебных кабинетах.
6.15. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы,
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся.
Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся определяются локальными нормативными актами
школы.
6.16. Согласно Приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21.07.2022
№ 582 «Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется
педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ», с
целью реализации ООП/АООП педагогическими работниками разрабатываются:

• рабочие программы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля;
• журнал учета успеваемости;

• журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих
внеурочную деятельность);

• план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих
функции классного руководства);

• характеристика на обучающегося (по запросу).
6.17.
Порядок согласования рабочих программ и календарно-тематического
планирования осуществляется в соответствии с Положением о рабочих программах и
календарно-тематическом планировании учебных предметов и курсов, реализуемых в школе.
Выбор учебников и УМК фиксируется в протоколах заседаний предметных кафедр и
методических объединений. Ответственными за организацию работы по разработке рабочих
программ и подбор учебников (УМК) являются руководители методических объединений.
6.18.
Перечень учебников и учебных пособий, необходимых для реализации
ООП/АООП согласовывается Управляющим советом образовательной организации до начала
нового учебного года.
6.19.
Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу,
в том числе посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять
самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими
работниками в рамках образовательной программы.
6.20.
Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение
обучающимися заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной
программы для выполнения во внеучебное время (далее – домашнее задание), осуществляются
обучающимися в домашних или иных условиях, в том числе в цифровой образовательной среде,
и предусматривают выполнение обучающимися письменных и устных, практических,
творческих, проектных, исследовательских работ в целях совершенствования, развития и
практического применения формируемых в ходе урока предметных знаний и умений,
универсальных учебных действий и их использования для решения учебных, учебнопознавательных и учебно-практических задач в соответствии с планируемыми результатами
рабочей программы учебного предмета.
6.21.
При реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) общеобразовательной программы объем домашних заданий
осуществляется
педагогическими
работниками
в
соответствии
с
Санитарноэпидемиологическими требованиями и правилами, Гигиеническими нормативами с учетом
возрастных, психофизических особенностей, способностей и интересов обучающихся. В первом
классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий.
6.22.
Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или
всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы,
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся.
Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией
самостоятельно.
6.23.
Освоение обучающимися основных образовательных программ основного
общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной.
6.24.
Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного
образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной
программе основного общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и
государственную итоговую аттестацию в школе по имеющим государственную аккредитацию
образовательным программам основного общего образования бесплатно. При прохождении
указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по
соответствующей образовательной программе.

6.25.
Срок подачи заявления на зачисление для прохождения государственной
итоговой аттестации в общеобразовательную организацию составляет:

• по образовательным программам основного и среднего общего образования - не менее
чем за две недели до даты проведения итогового собеседования по русскому языку, но не
позднее 1 марта;
6.28.
Обучающиеся,
освоившие
в
полном
объеме
соответствующую
образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
6.29.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным
причинам илиимеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс
условно.
6.30.
Обучающиеся в школе по общеобразовательным программам, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее
образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное
обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение
по индивидуальному учебному плану.
6.31.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по
образовательным программам основного и среднего общего образования, выдается в
установленном законодательством об образовании порядке аттестат об основном/среднем общем
образовании, подтверждающий получение соответствующего образования.
7. Оценка качества ООП/АООП
7.1. Оценка эффективности деятельности школы по реализации ООП/АООП
осуществляется через проведение экспертизы достижения планируемых результатов освоения
ООП обучающимися, на основе внутренних и внешних (независимых) оценок достижения
планируемых результатов освоения ООП/АООП, в том числе анализа результатов
государственной итоговой аттестации обучающихся по программам основного, среднего
общего образования.
7.2. Результаты и эффективность реализации ООП/АООП обсуждаются на заседаниях
методических объединений, Методических и Педагогических советов, отражаются в
самоанализе деятельности образовательной организации и публичном докладе директора,
которые размещаются на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети
Интернет.
8. Управление образовательными программами
8.1. Педагогический совет:
• разрабатывает и принимает основные образовательные программы школы;
• обсуждает и проводит выбор учебных планов программ, учебников, форм, методов
образовательной деятельности и способов их реализации.
8.2. Директор школы:
• утверждает основные образовательные программы;
• утверждает индивидуальный учебный план школы на текущий учебный год;
• утверждает рабочие программы учебных предметов (модулей) и курсов;
• утверждает программы внеурочной деятельности;
• обеспечивает стратегическое управление реализацией основных образовательных
программ;
• обеспечивает планирование, контроль и анализ деятельности по достижению
положительных результатов, определенных основными образовательными программами;
• создает необходимые организационно-педагогические и материально-технические
условия для выполнения основных образовательных программ;
• ежегодно представляет публичный доклад о выполнении основных образовательных
программ, обеспечивает его размещение на сайте школы.

8.3. Заместители директора:
• обеспечивают разработку основных образовательных программ в соответствии с
Положением;
• организуют на основе образовательных программ образовательную деятельность на
всех уровнях образования;
• осуществляют внутришкольный контроль и анализ выполнения учебных планов;
• обеспечивают итоговый анализ и корректировку основных образовательных
программ;
• осуществляют организацию занятий по программам дополнительного образования;
• обеспечивают контроль и анализ реализации программ дополнительного образования;
• обеспечивают разработку программ внеурочной деятельности и дополнительного
образования;
• осуществляют организацию занятий по программам внеурочной деятельности и
дополнительного образования;
• обеспечивают проектирование системы воспитательной работы в школе;
• осуществляют организацию воспитательной деятельности;
• обеспечивают контроль и анализ воспитательной работы.
8.4. Методический совет координирует работу методических объединений по
обеспечению основных образовательных программ учебно-методическим комплексом.
8.5. Методические
объединения
учителей
способствуют
совершенствованию
методического обеспечения основных образовательных программ. Методические объединения
учителей осуществляют следующую работу:
• проводят проблемный анализ результатов образовательной деятельности;
• вносят предложения по изменению содержания и структуры учебных предметов и
учебно-методического обеспечения;
• проводят первоначальную экспертизу существенных изменений, вносимых
педагогическими работниками в учебные программы;
• рекомендуют к использованию рабочие программы учебных предметов, курсов;
• разрабатывают методические рекомендации для обучающихся и родителей (законных
представителей) по эффективному усвоению учебных программ.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение об основных образовательных программах основного общего
образования является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете
школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора МБОУ
«Шелковичненская средняя школа», осуществляющей образовательную деятельность.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».