РП 5-9 кл крымтатлит (3)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шелковичненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
_______З.С.Бйрашевская
Протокол заседания ШМО
от 22 августа 2023 г. № 5

СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора
МБОУ
«Шелковичненская средняя школа»
_____________ Л.Р.Саганджиева
25 августа 2023г

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 123 от 25 августа 2023г.
Директор МБОУ «Шелковичненская средняя школа»
_________ И.И.Искра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная(крымскотатарская)литература»
(Базовый уровень)
для обучающихся 5-9 классов
Срок реализации пять лет
Данная рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе основного общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 N 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»

2023г.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (крымскотатарская) литература».
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (крымскотатарская) литература» (предметная область «Родной язык
и родная литература») (далее соответственно – программа по родной (крымскотатарской) литературе, родная (крымскотатарская) литература,
крымскотатарская литература) разработана для обучающихся, владеющих родным (крымскотатарским) языком, и включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родной (крымскотатарской) литературе.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной (крымскотатарской) литературы, место в структуре учебного плана, а
также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родной (крымскотатарской) литературе включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
Пояснительная записка.
Программа по родной (крымскотатарской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету.
Изучение родной (крымскотатарской) литературы на уровне основного общего образования предполагает использование межпредметных
связей с другими учебными предметами гуманитарного цикла, в частности с родным (крымскотатарским) языком, русским языком,
литературой, историей.
Изучение родной (крымскотатарской) литературы обеспечивает постижение обучающимися произведений крымскотатарской
литературы, развитие у них навыков интерпретации и анализа текста с использованием принципов единства художественной формы и
содержания, создаёт условия для развития национального и общекультурного самосознания, осознания этнической принадлежности,
расширяет знания о культуре, мировоззрении народа.
Основу содержания родной (крымскотатарской) литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение
художественных произведений на крымскотатарском языке. Учебный материал в программе распределён в соответствии с чёткой
последовательностью историко-литературных этапов. Линейная система (хронологическая) построения содержания способствует
формированию у обучающихся представления о последовательности развития крымскотатарского литературного процесса.
В содержании программы по родной (крымскотатарской) литературе выделяются следующие содержательные линии:
крымскотатарский фольклор, крымскотатарская литература (по периодам), теория литературы.
Изучение родной (крымскотатарской) литературы направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к родной (крымскотатарской) литературе и культуре, воспитание ценностного отношения к крымскотатарской
литературе как существенной части крымскотатарской и общерусской культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, читательской культуры, навыка анализа художественных произведений
с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
развитие устной и письменной речи обучающихся на родном (крымскотатарском) языке.
Содержание обучения в 5 классе.
Литература как искусство слова.
Литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в воспитании и образовании человека.
Чтение и литература. Литература и другие виды искусства.
Крымскотатарский фольклор.
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Народные песни. Колыбельные. Частушки. Виды песен, их тематика (ознакомление). Отражение в народных песнях традиций
крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных
материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек. Причина их
популярности.
Считалки. Скороговорки. Скороговорки как средство развития речи детей.
Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость, выразительность и образность загадок.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы
народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Народные сказки. Сказки «Мераметли къарынджа» («Добрый муравей»), «Алтыны чокъ, шенълиги ёкъ» («Золота много, радости
мало»), «Къозлагъан къазан» («Казан, несущий яйца»). Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. Соотношение
реального и фантастического в сказочных сюжетах. Народная мудрость сказок. Воплощение Победа добра и наказание зла – развязка всех
сказочных сюжетов.
Народные праздники. Посиделки.
Народные праздники (Наврез, Хыдырлез, Ораза, Къурбан). Праздник Нового года по восточному календарю. Праздник весеннего
пробуждения природы и начала полевых работ.
Посиделки. Воспитательное значение народных традиций. Посиделки как распространённый вид народного развлечения. Особенности
проведения посиделок.
Теория литературы. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Фольклор. Жанры фольклора. Малые жанры фольклора.
Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Загадка. Песня.
Частушка. Музыка в произведениях фольклора. Сказка. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные
герои, яркость языка.
Образ родины и красота родного языка в поэтических произведениях.

Н. Челебиджихан «Ант эткенмен» («Я поклялся…»). Слово о поэте. Клятва верности родине, готовность помочь своему народу
бороться за его свободу и счастье. Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и
выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства
пламенной любви к Родине, вера в её счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.
Ю. Кандым «Ана тилим» («Родной язык»).
И. Абдураман «Меним Ватаным – Къырым» («Моя Родина – Крым»).
С. Эмин «Ана тили» («Родной язык»), «Топрагъым» («Моя земля»).
Теория литературы. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Эпитет. Интонация. Логическое ударение. Тема и идея произведения. Гимн.
Уроки нравственности.
И. Паши «Фындыкъ джыйгъанда» («Собирая фундук»). Становление характеров юных героев в ходе сложных испытаний.
Произведение о дружбе, смелости и находчивости детей, проявленных в необычных жизненных ситуациях. Влияние взрослого друга на
формирование характера Османа. Воспитание любви к природе, к животным.
Э. Амит «Чанта» («Портфель»), «Анамнынъ умюти» («Надежда матери»). Становление характера подростка. Влияние мудрых
наставлений матери и примера трудолюбивой и целеустремлённой сестры на формирование взглядов главного героя. Трагедия семьи,
потерявшей в войне отца. Стойкость матери и сына.
Шерьян Али «Эдиечик ве Эдип» («Эдие и Эдип»), «Экимизге бир чана» («Санки на двоих»), «Селямсыз Саре» («Саре, которая не
здоровается»).
Н. Умеров «Энъ татлы» («Самый сладкий»), «Юзюм» («Виноград»), «Анамнынъ дуасы» («Молитва матери»).
Теория литературы. Понятие о прозе. Рассказ. Сюжет. Композиция сюжета. Понятие о монологе и диалоге. Литературный герой.
Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя.
Природа Крыма в произведениях писателей и поэтов.
Отражение красоты природы. Тема живописной картины природы и приёмы её раскрытия. Связь человека с окружающим миром.
Особенности пейзажа в произведении. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе. Умение
чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.
М. Нузет «Озен» («Река»).
Э. Шемьи-заде «Къыш келе» («Зима идёт»), «Акъшам денъиз ялысында» («Вечерний берег моря»).
Т. Халилов «Акъбардакъ» («Подснежник»).
М. Дибаг «Балкъуртлар» («Пчелы»).
Теория литературы. Понятие о пейзаже. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Интонация.
Сквозь огонь войны прошедшие.
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной войны в произведении.
Подвиг героев в годы войны.
Д. Аметов Энвер Арифов, «Абдул Тейфукъ» («Абдул Тейфук») (отрывок из повести).

А. Умеров «Ватан къызы» («Дочь Родины») (отрывок из повести).
Р. Фазыл, Л. Софу «Аметханнынъ йылдызы» («Звезда Аметхана») (отрывок из повести).
Трагические страницы депортации.
Черкез-Али, стихотворения «Ювез» («Рябина»), «Тапсам да анамны» («Найти бы маму»), «Анамнынъ седасы» («Голос матери»),
«Майренинъ икяеси» («Рассказ Майре»).
А. Осман «Таныш козьлер» («Знакомые глаза»). Рассказ о трагических страницах истории крымских татар – депортации. Испытания,
выпавшие на долю главного героя.
Э. Умеров, рассказ «Къара поездлар» («Черные поезда»).
Ш. Аппазов, стихотворение «Хатыра» (Память»).
Теория литературы. Понятие об очерке. Автор-повествователь

Тематическое планирование.
5 класс
№

Темы

К.р.
сочинения
Рр

1.
2.
3.

Литература – искусство слова
Устное народное творчество
Крымскотат народные праздники

1
5
1

1

4.
5.
6.

7
7
6

1

7.

Образ родины и красота родного языка
Уроки нравственности
Природа крыма в произведенниях поэтов и
писателей
Сквозь огонь войны прошедшие

8.

Трагические страницы депортации

2

9

Повторение

2

Итого

.

часы

тесты
1

1

3

17

1
1

2

Содержание обучения в 6 классе.
.Литература как искусство слова.
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. Развитие представлений о литературе. Писатель и его место в
культуре и жизни общества. Человек и литература. Книга – необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение,
статьи об авторе, справочный аппарат).
Крымскотатарский фольклор.
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Народные сказки. Сказка и её художественные особенности. Виды сказок. Сказочные образы. Отличие бытовой сказки от волшебной.
Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Народные представления о добре и зле. Народная мудрость сказок.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы
народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Анекдоты. Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Остроумный и находчивый Ахмет ахай – герой смешных,
поучительных историй. Собирательный образ Ахмет ахая как воплощение народного характера.
Литературная сказка.
Э. Селямет «Алтын балта акъкъында масал» («Сказка о золотом топоре»). Творческое использование традиционного сказочного
сюжета. Необычная развязка и её глубокий смысл.
Теория литературы. Жанры фольклора. Углубление понятий о малых жанрах фольклора. Пословица. Поговорка. Углубление понятия
о народной сказке. Персонажи сказок. Понятие о литературной сказке. Аллегория.
Образ родины и красота родного языка в поэтических произведениях.
Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его
великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее
счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.
Б. Чобан-зад, «Догъдым бир эвде» («Родился в одном доме»).
О. Амит «Ватаным меним» («Моя Родина»).
Черкез Али «Ана тилинде лаф этмеген аналаргъа» («Матерям, не говорящим на родном языке»).
Р. Бурнаш «Сакъавланма, эй кадяй» («Не будь косноязыким, брат»).
Теория литературы. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Строфа. Эпитет. Интонация. Логическое ударение.
Уроки нравственности.
Н. Челебиджихан «Къарылгъачлар дуасы» («Молитва ласточек»). Драматизм произведения.
И. Абдураман, стихотворение «Огют» («Наставление»).
А. Дерменджи «Таир ве Мурат» («Таир и Мурат»). Нравственная проблематика рассказа. Жизненные уроки героев, повлиявшие на
становление их характера.

Р. Бурнаш, стихотворения «Тенбельнинъ такъдири» («Судьба лентяя»), «Хор олмасын аналар» («Не унижайте матерей»). Утверждение
нравственных идей в поэзии Бурнаша. Нравоучительное содержание произведения.
Теория литературы. Герой и сюжет. Литературный герой. Поступок героя, его характер. Речевая характеристика героев.
Родная природа в произведениях писателей и поэтов.
Отражение красоты природы. Тема живописной картины природы и приёмы её раскрытия. Связь человека с окружающим миром.
Особенности пейзажа в произведении. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе. Умение
чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.
Б. Чобан-заде «Булутлар» («Облака»), «Узакъ тавлар» («Далекие горы»).
Абляй Шамиль Чонгъарлы «Далгъа» («Волна»).
Эшреф Шемьи-заде «Саба» («Утро»), «Чёльде яз акъшамы» («Летний вечер в степи»).
Р. Фазыл «Инсан ве табиат» («Человек и природа»).
Т. Халилов «Меджит агъанынъ сельбилери». («Тополя дяди Меджита»).
Теория литературы. Место и роль пейзажа в художественном произведении.
Сквозь огонь войны прошедшие.
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной войны в произведении.
Подвиг героев в годы войны
Р. Муедин «Партизанларнен алякъа» («Связь с партизанами») отрывок из романа «Агъыр такъдирлер» («Трудные судьбы»).
Р. Халид «Шинелиме бакъкъанда» («Смотрю на шинель»), «Эскадрон оларакъ» («Эскадрон»).
Трагедия депортации в литературе.
Э. Шемьи-заде «Къайгъы» («Печаль»).
Ш. Селим «Яраланъан тюркюлер» («Раненые песни»).
А. Велиев «Такъдир» («Судьба»).
И. Паши «Бельки даа корюширмиз» («Возможно, увидимся»).
С. Эмин «Сен олмасанъ» («Если тебя не будет»).
Тематическое планирование
№

Наименование тем

Рр

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА

1

Вн чт

Кол-во
часов
1

1.
2 КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР
.

1

3

3 Литературная сказка

1

2

.
4

3

5 РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ

2

6 СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОЙНЫ ПРОШЕДШИЕ

2

.
.
.
7 ТРАГЕДИЯ ДЕПОРТАЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ

1

3

.
8 Повторение за год

1

.
ВСЕГО

17

Содержание обучения в 7 классе.
Литература как искусство слова.
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота,
совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности.
Крымскотатарский фольклор.
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Народные песни. Частушки и мане. Народные приметы. Пословицы и поговорки. Быль.
Виды песен, их тематика (углубление знаний о жанре). Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и
душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств.
Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек. Причина их популярности.
Бытовые песни.
Исторические и солдатские песни. Отражение исторических событий и реальных фактов из жизни в исторических песнях. Выражение
духа народа и его стремления к свободе.
Обрядовые песни.
Лирические песни. Художественные особенности лирических песен. Тема любви и верности.
Народные приметы.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы
народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

Быль. Понятие о были. Популярность жанра. Героическая и трагическая судьба Алима. Всенародная любовь, вера в силу и
справедливость героя.
Теория литературы. Понятие о были. Углубление понятия о народной песне, пословицах и поговорках.
Литература древнего периода, литература периода Золотой орды.
Создание первичных представлений о древней крымскотатарской литературе. Орхоно-Енисейские рунические надписи. Литературный
памятник «Надписи во славу Куль-тегина» – один из наиболее известных и художественно совершенных памятников древнетюркской
письменности. Жанровая особенность и идея произведения.
Махмуд Крымский «Юсуф ве Зулейха» («Юсуф и Зулейха») (краткие сведения о поэме). Основа сюжета – кораническая легенда о
пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях).
Теория литературы. Первичные понятия о методе в художественной литературе. Стихотворные размеры. Силлабическое
стихосложение. Создание первичных представлений о периоде. Зарождение государства Золотая Орда: история, культурная жизнь, науки,
литература.
Литература периода Крымского ханства.
Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные
направления поэзии ханского времени. Произведения, представляющие основные направления:
Ашык Умер. Семаи. Къошма. Гъазеллер. Слово о кедае. Обзор творчества. Тематическое богатство, философское содержание поэзии.
Раздумья поэта о жизни, смысле бытия.
Джанмухаммед, поэма «Тогъай бей». История создания поэмы. Образ Тогъай бея.
Теория литературы. Понятие о жанрах восточной литературы. Понятие о дестане. Понятие о поэме.
. Литература XVIII – XIX веков.
Создание первичных представлений о периоде.
Эшмырза «Солдатлыкъ йырлары» («Песни о солдатчине»). Слово о поэте. Стихотворения. О жизни кедая. Осуждение невыносимых
условий военной службы. Близость произведения к народной поэзии.
Литература периода «пробуждения».
Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия.
И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и просветительская деятельность И. Гаспринского. Газета «Терджиман»
(«Переводчик»). И. Гаспринский и дети.
У.Ш. Тохтаргъазы. Слово о поэте. Стихотворения «Дюньяда не вар?» («Что есть в мире»?), «Не керек?» («Что нужно?»), «О недир?»
(«Что это?»). Призыв поэта к молодому поколению. Стихотворение – гимн знаниям. Основной пафос стихотворения – разоблачение
социальной несправедливости. Сочувствие угнетенному народу.
Я. Шакир-Али «Мектеп ве миллий тиль» («Школа и национальный язык»), «Танъ» («Рассвет»), «Саат» («Время»), «Денъиз ве ель»
(«Ветер и море»). Тематическое многообразие поэзии. Простота и глубина мыслей. Философское содержание лирики.
Литература XX века.

А. Гирайбай, стихотворение «Татар оджасына» («Татарскому учителю»). Слово о поэте. Самоотверженность учителя в борьбе за
просвещение, его бедственное положение в обществе.
У. Ипчи, рассказ «Куреш» («Борьба»). Слово о писателе Реалистическая жизнь простых селян. Отражение народных традиций в
произведении. Тематика и проблематика рассказа. Авторское отношение к героям.
Э. Шемьи-заде, стихотворения «Акъшам денъиз ялысында» («Вечерний берег моря»), «Йырларым» («Мои песни»), «Шайлы къыз»
(«Красивая девушка»), «Арыкъбаш этегинде». Слово о поэте. Богатство метафорического языка. Поэтическое восприятие окружающего мира
природы. Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворениях.
Ю. Болат «Алим» («Алим») (отрывок романа.). Характеристика персонажей произведения. Раскрытие главных черт их характеров:
честности и благородства.
А. Осман «Аметнинъ козьяшлары» («Слёзы Амета»). Рассказ о бесправном положении народа в годы депортации. Драматическая
судьба Амета. Авторское отношение к герою. Слово о писателе.
Р. Муедин «Асанчыкъ ве Къашкъачыкъ» («Асан и Къашкъа»). Слово о писателе. Тема депортации в произведении. Картина
всенародного горя. Рассказ о страданиях и гибели мальчика и его собаки.
У. Эдемова «Гъайып аскернинъ анасы» («Мать пропавшего без вести солдата»). Тема тяжелой материнской доли в рассказе. Драма
матери, ждущей погибшего сына до последнего.
Теория литературы. Понятие о лирическом произведении. Особенности лирических произведений. Понятие о теме и идее
художественного произведения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Название раздела

п/п

Кол - во
часов

1
4
2
3

5
6

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР
ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ
ЛИТЕРАТУРА
ПЕРИОДА
КРЫМСКОГО
ХАНСТВА
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ»
Литература XX века

7

Повторение за год

1

1
2
3
4

Итого

2
4

17

Из них
УРР

2

2

уроков
ВЧ

В том числе
Контрольных
работ

1
1

1

1
1

1

Содержание обучения в 8 классе.
Литература как искусство слова.
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота,
совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности. Литература и жизнь.
Крымскотатарский фольклор.
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы
народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Легенды «Арзы къыз» («Девушка Арзы»), «Алтын бешик» («Золотая колыбель»).
Теория литературы. Понятие о легенде.
Литература древнего периода, литература периода Золотой орды.
Орхон-Енисей язылары (продолжение и углубление изученного). Памятник Тоньюкуку – памятник древнетюркской письменности.
Сейфи Сарайи. Газель.
Литература периода Крымского ханства.
Основные направления поэзии ханского времени.
Газайи. Любовная лирика. «Сефер-наме». Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики.
Поэтическая выразительность языка газелей.
Ашык Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое богатство. Философское содержание поэзии.
Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные жанровые и тематические особенности
творчества.
Теория литературы. Понятие о восточных системах стихосложения.
Литература XVIII – XIX веков.
Исметий. Слово о поэте. «Кефе дестаны» («Легенда о городе Кефе»). Отражении в дестане трагических событий XIX века.
Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная – основная тема произведения. Основная проблематика произведения – бесправие и
беззащитность народа.
Литература периода «пробуждения».
И. Гаспринский, рассказы «Иван ве Сулейман» («Иван и Сулейман»), «Арслан къыз» («Девушка-лев»).
О.Н.-А. Акчокраклы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым тюрбеси» («Мавзолей Ненкеджан»). Историческая основа повести.
Возвышенное и трагическое в изображении судьбы главных героев. Трагическая гибель главных героев. Утверждение любви как великой
силы. Мужество и стойкость героев, их верность своей любви.
А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ» («Не забудется»). Повествование о драматичной судьбе сироты. Мужество
и сила воли главной героини.

А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир» («Судьба»). Судьба крымскотатарской девушки, женщины в обществе и семье.
Протест против их бесправного положения. Трагический образ Эсмы.
Теория литературы. Поэма.
Литература XX века.
Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде» («Тихая татарская степь»), «Ой, сувукъ шу гъурбет» («Ой,
холодна чужбина»), «Дунай таша» («Вышедший из берегов Дунай»), «Яныкъ къавал» («Печальная свирель»).
А. Гирайбай. Жизнь и творчество. Стихотворения «Джигитке» («Юноше»), «Багъчасарай» («Бахчисарай»), «Къарасув» («Карасув»),
«Татар ичюн» («Татарам»).
Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!» («Ах, татарская молодежь!»), «Савлыкъман къал, татарлыкъ»,
«Бастырыкъ» («Тюрьма»), «Ёлджу гъарип» («Бедный путник»), «Кобелек» («Бабочка»). Разнообразие тематики. Проблематика и основные
мотивы поэзии: родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказ «Зейнеп тизе» («Тётя Зейнеп»), Основные темы и характеристики образов. Психологическая
глубина человеческих чувств и переживаний. Изображение трагедии войны.
Э. Шемьи-заде «Озьбекстан балладасы» («Узбекская баллада»). Аллегория как основной приём раскрытия замысла. Тема и идея
произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в торжество справедливости.
Ю. Болат «Арзы къыз» («Девушка Арзы»). Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам. Сценическая
история пьесы.
Теория литературы. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел. Повесть. Драматические произведения.

Тематический план

№
1.
2.
3.
4.
5.

Разделы

Часы

Р.р

Кириш. Введение.

1

Халкъ агъыз яратыджылыгъы.Устное народное творчество.
Къадимий девир эдебияты. Литература древнего периода.

2
1

Алтын Орду деври эдебияты. Литература периода Золотой Орды.
Къырым ханлыгъы девир эдебияты.
Литература периода Крымского ханства.

1

1

6.
7.
8

XVII асыр къырымтатар шиириетинден нумюнелер.
XVIII-XIX асырнынъ эдебияты. Литература XVIII-XIXвека.
Уянув деври. Период «Пробуждения».

1
3

9.

XX асырнынъ эдебияты. Литература XX века.

7

10.

Къырымтатар эдебиятынынъ сюргюнлик деври. Литература периода депортации.

1

Умумийлештирюв дерси. Урок обобщения.
11

1
Итого

17

Содержание обучения в 9 классе.
Введение.
Место художественной литературы в общественной и культурной жизни крымских татар. Периоды развития литературы. Понятие о
литературном процессе.
Литература древнего периода, литература периода Золотой орды.
Махмуд Кашгари «Диван-и лугъат-ит-тюрк». Словарь тюркского языка – жемчужина сокровищницы тюркской литературы, источник
сведений о тюркской истории, культуре, фольклоре, мифологии, географии.
«Кодекс Куманикус» («Книга кипчаков» – рукописный словарь, созданный в Солхате).
Махмуд Кырымлы «Юсуф ве Зулейха» («Юсуф и Зулейха»). Основа сюжета – кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском
Прекрасном Иосифе и его братьях).
Литература периода Крымского ханства.
Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, представляющие основные направления:
Газайи «Долап» («Колесо»). Тематическое и жанровое многообразие лирики поэта. Поэтическая выразительность языка газелей.
Философские представления о смысле жизни.
Ашык Умер. Семаи. Къошма. Тарих тюшюрме санаты. «Багъчасарай чешмеси китабеси».
Литература периода «пробуждения».
И. Гаспринский. Жизнь и творчество. Роман «Френкистан мектюплери («Французские письма») (отдельные главы).
Автобиографичность образа Моллы Аббаса. Социально-философские взгляды Гаспринского, выраженные в романе. Жанровые и
стилистические особенности романа-эпопеи.

А.С. Айвазов «Аннеджигим, нердесин? Кель!» («Где ты, мамочка? Приди!»). Очерк жизни и творчества. Трагическая доля главной
героини. Гуманизм рассказа.
Джафер Сейдамет. Жизнь и творчество. «Унутылмаз козьяшлар» («Не забываемые слёзы»).
Теория литературы. Роман. Роман-эпопея.
.Литература XX века.
Ш. Бекторе, стихотворения «Айт, Чатыртав!» («Говори, Чатырдаг!»), «Къырым акъкъында» («О Крыме»), «Татарлыгъым»,
«Миллетнинъ кябеси» («Святилище народа»). Жизнь и творчество. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа,
лучшую его судьбу.
А. Ильмий «Ачлыкъ хатирелери» («Воспоминания о голоде»). Жизнь и творчество. Изображение трагических последствий голода 1922
года в Крыму. Тяжелая судьба детей. Внутренний мир героев. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
А. Лятиф-заде, стихотворения «Хаял» («Мечта»), «Омюр» («Жизнь»), «Мужде» («Награда»), «Шаирнинъ уйкъусы» («Сон поэта»).
Слово о поэте. Философские размышления о вечных темах (жизнь, счастье, бытие, смерть). Тема поэта и поэзии в лирике.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказ «Расткелиш» («Встреча»).
Ю. Болат. Жизнь и творчество. «Дубаралы той» («Свадьба с приключениями»). Творческая и сценическая история пьесы. Высмеивание
человеческих пороков. Основной конфликт пьесы. Система образов.
Энвер Селямет. Жизнь и творчество. «Санъа» («Тебе»), «Эр шейинъдем, Ватан», «Не де дюльбер орьнеги» («До чего красив узор»).
Красота окружающего мира, взаимосвязь всего в этом мире, единение человека с природой. Восторженность перед неповторимостью и
красотой природы. Чистота помыслов поэта.
Ш. Алядин. Жизнь и творчество. Повесть «Теселли» («Успокоение»). Тема гражданской войны в повести. Проблемы гражданской
войны, её влияние на судьбы героев. Бесчеловечность братоубийственной войны. Нравы и обычаи крымскотатарской семьи. Салядин –
выразитель сущности народного характера.
Теория литературы. Юмор, юмористическая ситуация. Сатира. Драма как литературный род.
Тематический план
№
1.
2.

Разделы

Кириш.
Введение.
Къадимий
2
умумтюрк эдебияты абиделери.
Памятники древнетюркской литературы .
Къырымтатар
3
эдебиятынынъ къадимий деври

Рр

Кол-во часов
1

1

3
3

.3
4.
5.
6.

Древний период крымскотатарской литературы.
Къырымтатар
4
эдебиятынынъ Алтын орду деври.
Литература периода Золотой орды
Эдебиятымызнынъ
5
Къырым Ханлыгъы деври.
Литература периода Крымского Ханства.
XVII
6
асырнынъ къырымтатар эдебияты. Крымскотатарская литература ХVII века.
Къырымтатар эдебиятынынъ Уянув деври.
Крымскотатарская литература периода Возрождения.

3
1

3
2
2

Итого
17ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».