РП 10-11 кл крымтатяз (2)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шелковичненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
_______ З.С.Байрашевская
Протокол заседания ШМО
от 22 августа 2023 г. № 5

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ
«Шелковичненская средняя школа»
_____________ Л.Р.Саганджиева
25 августа 2023г

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 123 от 25 августа 2023г.
Директор МБОУ «Шелковичненская средняя школа»
_________
И.И.Искра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной (крымскотатарский) язык»
(Базовый уровень)
для обучающихся 10-11 классов
Срок реализации пять лет
Данная рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе среднего общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 N 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»

2023г.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (крымскотатарский) язык».
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (крымскотатарский) язык» (предметная область «Родной язык и родная
литература») (далее соответственно – программа по родному (крымскотатарскому) языку, родной (крымскотатарский) язык, крымскотатарский язык)
разработана для обучающихся, владеющих родным (крымскотатарским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (крымскотатарского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровн е
среднего общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за
весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
Пояснительная записка.
Программа по родному (крымскотатарскому) языку на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания методической помощи
учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики
обучения.
Изучение крымскотатарского языка на уровне среднего общего образования предусматривает совершенствование качества практического
владения крымскотатарским языком, увеличение объёма используемых обучающимися языковых и речевых средств. Большое внимание должно быть
уделено работе над связной речью, повышению культуры речи, сопоставлению диалектов крымскотатарского языка и работе над стилистической
правильностью, уместностью, чистотой речи. Изучение программного лингвистического материала строится с учётом межпредметных связей с такими
гуманитарными дисциплинами, как «Русский язык», «Родная (крымскотатарская) литература», «Литература» и другими.
Программа по родному (крымскотатарскому) языку предусматривает коммуникативно-деятельностный подход к изучению материала, который
поможет обучающимся овладеть функциональной грамотностью.
В содержании программы по родному (крымскотатарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Общие сведения о языке», «Разделы
науки о языке», «Речь, речевое общение и культура речи».
Изучение родного (крымскотатарского) языка направлено на достижение следующих целей:
овладение крымскотатарским языком как средством познания и коммуникации в степени, достаточной для получения профессионального
образования и дальнейшего самообразования;
расширение знаний о специфике крымскотатарского языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке;
воспитание ценностного отношения к крымскотатарскому языку как одному из государственных языков Республики Крым, обеспечение
культурной самоидентификации, этнической идентичности как составляющей региональной и российской идентичности.
Содержание обучения в 10 классе.
Общие сведения о языке.
Общие сведения о крымскотатарском языке. Крымскотатарский язык – национальное достояние крымскотатарского народа.
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) чередования звуков.

Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
Лексика. Фразеология. Лексикография.
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства крымскотатарского языка.
Омонимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного
крымскотатарского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и
неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
Состав слова и словообразование.
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологический способ словообразования. Синтаксический способ словообразования.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография.
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы крымскотатарской орфографии. Правописание
сложных и парных слов.
Классификация частей речи, их различия и общие признаки, стилистические возможности частей речи. Правописание сложных и парных
существительных, морфологический и синтаксический способы образования прилагательных, их правописание, правописание порядковых
числительных, категория времени у глаголов, морфологический и синтаксический способы образования глаголов и их правописание, служебные части
речи и их правописание.

Тематический план
№пп
Тема

К-во
час.

Р.р

Контрольные работы
изложение

сочинение

Сл.
дик

к.р

диктант

1
1.

Введение

2.

Фонетика

2

1

3.

Орфография.Лексиколо-

10

1

1

4.

4.1
5.

гия и Фразеология
Морфология : имя сущ-е,
имя прил., мест., имя
числ.

8

1

Морфология : Глагол.
Наречие.Служ. части реч
Повторение

12
1

1

Итого

34

4

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

Содержание обучения в 11 классе.
Общие сведения о языке.
Крымскотатарский язык в диалоге культур.
История крымскотатарскойлингвистики. Исследователи крымскотатарского языка.
Синтаксис и пунктуация.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы.
Основные принципы пунктуации крымскотатарского языка. Пунктуационный анализ.
Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение. Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и
отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в
неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов
простого предложения. Простые осложнённое и неосложнённое предложения.
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и
неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах,
соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения.
Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены
предложения.

Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.
Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки
препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предл ожений.
Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.
Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор
сложноподчинённого предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном
предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного
сложного предложения. Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки
препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания.
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и
другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Культура речи.
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические,
морфологические, синтаксические, стилистические.
Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика. Текст.
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей
и жанров.
Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку на уровне среднего общего образования.
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том
числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по родному (крымскотатарскому) языку;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (крымскотатарского) языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по
родному (крымскотатарскому) языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (крымскотатарскому) языку у обучающихся
совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего
состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;
владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении
проектов по родному (крымскотатарскому) языку;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:
осознавать роль крымскотатарского языка в жизни общества и отдельного человека, видеть взаимосвязь крымскотатарского языка с культурой и
историей крымскотатарского народа;
проводить различные виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический);
пользоваться разными словарями, в том числе мультимедийными;
владеть информацией об особенностях крымскотатарского ударения, соблюдать в практике устного общения основные произносительные нормы
крымскотатарского языка;
понимать причины изменений в словарном составе крымскотатарского языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным
запасом слов, определять значения историзмов, архаизмов, неологизмов, характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске;
правильно употреблять синонимы, антонимы, омонимы;
различать общеупотребительную лексику и лексику, имеющую ограниченную сферу употребления;
понимать значения слов и фразеологизмов, правильно употреблять их в речи;

иметь представление о словообразующих и формообразующих морфемах;
классифицировать части речи в крымскотатарскомязыке;
характеризовать самостоятельные и служебные части речи;
соблюдать правила орфографии;
вести диалог в условиях межкультурной коммуникации.
Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:
видеть развитие крымскотатарскойлингвистики, называть имена известных лингвистов, исследователей крымскотатарского языка;
грамотно строить словосочетания и предложения в крымскотатарскомязыке;
различать виды простых и сложных предложений, уметь их характеризовать;
производить синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения;
пользоваться правилами крымскотатарскойпунктуации и грамотно ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях;
владеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами крымскотатарского языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретать опыт их
использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
классифицировать функциональные стили речи и отличать различные жанры стилей речи, анализировать тексты разных стилей и жанров;
владеть знаниями культуры речи и особенностей крымскотатарского речевого этикета;
соблюдать в практике устного и письменного общения основные произносительные, лексические, грамматические, орфографические,
пунктуационные нормы украинского литературного языка;
соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного крымскотатарского литературного языка (в рамках изученного).

Тематический план
№пп
Тема

К-во
час.

Контрольные работы
изложение
Р.р

сочинение

Словарный
диктант

Контрольная
работа

Диктант

1
1.

Введение

2.

Словосочетание

4

1

3.

Предложение

17

1

4.

Сложные предложения.

5.

1
1

1

9

Повторение

3

Итого

34

1
1

1
1

1
1

4

1

1

2

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».