РП Родн.русск.лит. 1-4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шелковичненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
_______ Л.А. Искра

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ
«Шелковичненская средняя школа»
_____________ Л.Р.Саганджиева
25 августа 2023г

Протокол заседания ШМО
от 22 августа 2023 г. № 3

РАБОЧАЯ

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 123 от 25 августа
2023г.
Директор
МБОУ «Шелковичненская
средняя школа»
_________
И.И.Искра

ПРОГРАММА

учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
(Базовый уровень)
для обучающихся 1-4 классов
Срок реализации

четыре года

Данная рабочая программа соответствует федеральной образовательной
программе начального общего образования, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 N 372
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования».

2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровне
начального общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ».
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке направлена на
формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином
культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от
поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических
ценностей, понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа
в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта
Российской Федерации, на формирование понимания родной литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире,
национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом
чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу
содержания программы по литературному чтению на родном (русском) языке
положена идея о том, что русская литература включает в себя систему ценностных
кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только
их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература
устанавливает преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской
национально-культурной традиции в сознании обучающихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА
РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
– воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как
существенной части родной культуры;
– включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и
приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего
народа;
– осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение русской культуры;
– развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального
российского общества;
– воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского
народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа,
формирование у обучающегося интереса к русской литературе как источнику
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
– формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях,
значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе;

– обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка
на основе изучения произведений русской литературы;
– формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для
речевого самосовершенствования;
– совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
– развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и
письменных высказываний о прочитанном.
В программе по литературному чтению на родном (русском) языке представлено
содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную
специфику русской литературы, взаимосвязь русского языка и русской литературы с
историей России, с материальной и духовной культурой русского народа.
Литературное чтение на родном (русском) языке направлено на расширение
литературного и культурного кругозора обучающихся, произведения фольклора и
русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального
чтения обучающихся, позволяют обеспечить знакомство обучающихся с ключевыми
для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные
обучающимся для чтения и изучения произведения русской литературы отражают
разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные
ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и
другие).
При определении содержания литературного чтения на родном (русском) языке в
центре внимания находятся:
– важные для национального сознания концепты, существующие в культурном
пространстве на протяжении длительного времени - вплоть до современности
(например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть). Работа с этими
ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия
обучающихся на уровне начального общего образования произведений русских
писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской
литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает
обучающимся понять ценности национальной культурной традиции, ключевые
понятия русской культуры;
– интересы обучающегося: главными героями значительного количества
произведений выступают сверстники обучающегося, через их восприятие
обучающиеся открывают для себя представленные в программе по литературному
чтению на родном (русском) языке культурно-исторические понятия. В программу
по литературному чтению на родном (русском) языке включены произведения,
которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления,
становления характера, формирования нравственных ориентиров, отбор
произведений позволяет обучающемуся глазами сверстника увидеть русскую
культуру в разные исторические периоды. В программе по литературному чтению на
родном (русском) языке представлено значительное количество произведений
современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции
русской литературы, эти произведения близки и понятны современному
обучающемуся.
– произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов
искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской
культуре.
В соответствии с целями изучения литературного чтения на родном (русском)
языке» содержание обучения для каждого класса включает два основных раздела:
«Мир детства» и «Россия - Родина моя».

Программа по литературному чтению на родном (русском) языке предусматривает
выбор произведений из предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки
обучающихся, а также вариативный компонент содержания, разработка которого в
рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России в целях
выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по
тематике и проблематике. Произведения региональных авторов учителя могут
включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом национальнокультурной специфики региона.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В МБОУ «Шелковичненская средняя школа» на изучение литературное чтение
на родном (русском) языке выделяется, - 68 часов: в 1 классе - 17 часов (0,5 часа в
неделю), во 2 классе - 17 часов (0,5 часа в неделю), в 3 классе - 17 часов (0,5 часа в
неделю), в 4 классе - 17 часов (0,5 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги. Не красна книга письмом, красна умом. Произведения, отражающие
первые шаги в чтении. Например: С.А. Баруздин «Самое простое дело». Л.В. Куклин
«Как я научился читать» (фрагмент). Н.Н. Носов «Тайна на дне колодца» (фрагмент
главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею. Без друга в жизни туго. Пословицы о дружбе. Произведения,
отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой
для национального русского сознания. Например: Н.К. Абрамцева «Цветы и зеркало».
И.А. Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). С.Л. Прокофьева
«Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный. Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности как
нравственном ориентире. Например: В.А. Осеева «Почему?». Л.Н. Толстой «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю. Необычное в обычном. Произведения, отражающие
умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например: С.А. Иванов
«Снежный заповедник» (фрагмент). Лунин «Я видела чудо». М.М. Пришвин
«Осинкам холодно». В.Ф. Тендряков «Весенние перевертыши» (фрагмент).
Раздел 2. Россия - Родина моя.
Что мы Родиной зовём. С чего начинается Родина? Произведения,
отражающие многогранность понятия «Родина». Например: Ф.П. Савинов «Родное»
(фрагмент). П.А. Синявский «Рисунок». К.Д. Ушинский «Наше Отечество».
О родной природе. Сколько же в небе всего происходит. Поэтические
представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках, отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках. И.А. Бунин «Серп луны
под тучкой длинной...». С.В. Востоков «Два яблока». В.М. Катанов «Жар-птица». А.Н.
Толстой «Петушки».
2 класс
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги. Не торопись отвечать, торопись слушать. Произведения,
отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов. Например:
Е.Н. Егорова «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»). Т.А.
Луговская «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).

Я взрослею. Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к
другим людям. Произведения, отражающие традиционные представления об
отношении к другим людям. Например: В.В. Бианки «Сова». Л.И. Кузьмин «Дом с
колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают. Пословицы о труде. Произведения,
отражающие представление о трудолюбии как нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского сознания. Например: Е.А. Пермяк «Маркелсамодел и его дети». Б.В. Шергин «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт. Пословицы о смелости. Произведения,
отражающие традиционные представления о смелости как нравственном ориентире.
Например: С.П. Алексеев «Медаль». В.В. Голявкин «Этот мальчик».
Я и моя семья. Семья крепка ладом. Произведения, отражающие традиционные
представления о семейных ценностях. Например: С.Г. Георгиев «Стрекот кузнечика».
В.В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент). М.В. Дружинина «Очень полезный
подарок». Л.Н. Толстой «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю. Мечты, зовущие ввысь. Произведения, отражающие
представления об идеалах в детских мечтах. Например: Н.К. Абрамцева «Заветное
желание». Григорьева «Мечта». Л.Н. Толстой «Воспоминания» (глава «Фанфаронова
гора»).
Раздел 2. Россия - Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна. Люди земли Русской.
Художественные биографии выдающихся представителей русского народа.
Например: В.А. Бахревский «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»). М.А. Булатов, В.И.
Порудоминский «Собирал человек слова... Повесть о В.И. Дале» (фрагмент). М.Л.
Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года. Хорош праздник после
трудов праведных. Песни-веснянки. Произведения о праздниках и традициях,
связанных с народным календарём. Например: И.С. Шмелёв «Лето Господне»
(фрагмент главы «Масленица»). Л.Ф. Воронкова «Девочка из города» (глава
«Праздник весны»). В.А. Жуковский «Жаворонок». А.С. Пушкин «Птичка».
О родной природе. К зелёным далям с детства взор приучен. Поэтические
представления русского народа о поле, луге, травах и цветах, отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о поле. Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики». И.С.
Никитин «В чистом поле тень шагает». М.С. Пляцковский «Колокольчик». В.А.
Солоухин «Трава» (фрагмент). Е.А. Благинина «Журавушка».
3 класс
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги. Пишут не пером, а умом. Произведения, отражающие первый опыт
«писательства». Например: В.И. Воробьев «Я ничего не придумал» (глава «Мой
дневник»). В.П. Крапивин «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).
Я взрослею. Жизнь дана на добрые дела. Пословицы о доброте. Произведения,
отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности, значимой
для национального русского сознания. Например: Ю.А. Буковский «О Доброте - злой
и доброй». Л.Л. Яхнин «Последняя рубашка».
Живи по совести. Пословицы о совести. Произведения, отражающие
представление о совести как нравственно-этической ценности, значимой для
национального русского сознания. Например: П.В. Засодимский «Гришина
милостыня». Н.Г. Волкова «Дреби-Дон».
Я и моя семья. В дружной семье и в холод тепло. Произведения, отражающие
традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание,

забота, терпение, уважение к старшим). Например: В.М. Шукшин «Как зайка летал на
воздушных шариках» (фрагмент). А.Л. Решетов «Зёрнышки спелых яблок»
(фрагмент). О.Ф. Кургузов «Душа нараспашку».
Я фантазирую и мечтаю. Детские фантазии. Произведения, отражающие
значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира
фантастического. Например: В.П. Крапивин «Брат, которому семь» (фрагмент главы
«Зелёная грива»). Л.К. Чуковская «Мой отец - Корней Чуковский» (фрагмент).
Раздел 2. Россия - Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна. Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например: Н.М.
Коняев «Правнуки богатырей» (фрагмент). В.А. Бахревский «Семён Дежнёв»
(фрагмент). О.М. Гурьян «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). А.Н. Майков
«Ломоносов» (фрагмент).
От праздника к празднику. Всякая душа празднику рада. Произведения о
праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе. Например: Е.В.
Григорьева «Радость». А.И. Куприн «Пасхальные колокола» (фрагмент). С. Чёрный
«Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе. Неразгаданная тайна - в чащах леса... Поэтические
представления русского народа о лесе, реке, тумане, отражение этих представлений в
фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные
загадки о реке. И.С. Никитин «Лес». К.Г. Паустовский «Клад». В.Г. Распутин «Горные
речки». И.П. Токмакова «Туман». В.П. Астафьев «Зорькина песня» (фрагмент).
4 класс
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги. Испокон века книга растит человека. Произведения, отражающие
ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности. Например:
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные
воспоминания»). Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с
картинками»). С.Т. Григорьев «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею. Скромность красит человека. Пословицы о скромности.
Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте
характера. Например: Е.В. Клюев «Шагом марш». И.П. Токмакова «Разговор
татарника и спорыша».
Любовь всё побеждает. Произведения, отражающие традиционные
представления о милосердии, сострадании, сопереживании, чуткости, любви как
нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания.
Например: Б.П. Екимов «Ночь исцеления». И.А. Мазнин «Летний вечер».
Я и моя семья. Такое разное детство. Произведения, раскрывающие картины
мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности
отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Например: Е.Н.
Верейская «Три девочки» (фрагмент). М.В. Водопьянов «Полярный лётчик» (главы
«Маленький мир»,
«Мой первый «полёт»). К.В. Лукашевич «Моё милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю. Придуманные миры. Отражение в произведениях
фантастики проблем реального мира. Например: Т.В. Михеева «Асино лето»
(фрагмент). В.П. Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне» (фрагменты).
Раздел 2. Россия - Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна. Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например: Е.В.
Мурашова «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»), Ю.А. Гагарин «Сто восемь минут».

Что мы Родиной зовём. Широка страна моя родная. Произведения,
отражающие любовь к Родине, красоту различных уголков родной земли. Например:
А.С. Зеленин «Мамкин Василёк» (фрагмент). А.Д. Дорофеев «Веретено». В.Г.
Распутин «Саяны». Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе. Под дыханьем непогоды. Поэтические представления
русского народа о ветре, морозе, грозе, отражение этих представлений в фольклоре и
их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о ветре,
морозе, грозе.
В.Д. Берестов «Мороз». М.М. Зощенко «Гроза». А.А. Солоухин «Ветер».
Распределённое по классам содержание обучения сопровождается следующим
деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание). Восприятие на слух и понимание художественных
произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской
речи, умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы
по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение
орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму
и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный
текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и
сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к
Родине, веру, справедливость, совесть, сострадание и другие Черты русского
национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и
другие Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость,
гостеприимство и другие. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота,
терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры
православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим
миром, взрослыми и сверстниками, осознание себя как носителя и продолжателя
русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира
героя, его переживаний, обращение к нравственным проблемам. Поэтические
представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане,
ветре, морозе, грозе и другие), отражение этих представлений в фольклоре и их
развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с
чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения).
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с использованием
текста, высказывания, отражающих специфику русской художественной литературы.
Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного
текста с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций к
тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул,
принципов общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
обучающихся.
Письмо (культура письменной речи). Создание небольших по объёму
письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура. Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в
том числе с использованием списка произведений для внеклассного чтения,
рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и
энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Литературоведческая пропедевтика. Практическое использование при анализе
текста изученных литературных понятий. Жанровое разнообразие изучаемых
произведений: малые и большие фольклорные формы, литературная сказка, рассказ,
притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь, художественный вымысел,
сюжет, тема, герой произведения, портрет, пейзаж, ритм, рифма. Национальное
своеобразие сравнений и метафор, их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений). Интерпретация литературного произведения в творческой
деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, создание собственного
устного и письменного текста на основе художественного произведения с учётом
коммуникативной задачи (для разных адресатов), с использованием серий
иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
– становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через
изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
– осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
– сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными
произведениями;
– уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений и фольклора;
– первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
фольклорных и художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
– признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного
жизненного и читательского опыта;
– проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием языковых средств, для выражения своего состояния и чувств,
проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
– неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);

– сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, в том числе с использованием примеров
художественных произведений.
Эстетическое воспитание:
– уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в
том числе в искусстве слова;
– физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
– соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске
дополнительной информации;
– бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:
– осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из художественных произведений.
Экологическое воспитание:
– бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
– первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том
числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению
художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга
чтения.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
– сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
– объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
– определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок,
фразеологизмов;
– находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения, анализировать алгоритм действий при анализе
текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
– выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
– устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
– с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного
высказывания в соответствии с речевой ситуацией;

– сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
– проводить по предложенному плану несложное миниисследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание;
– формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого смыслового анализа текста, формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
– прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
– выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
– согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
– распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
– соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете;
– анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
– понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно
создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
– проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
– признавать возможность существования разных точек зрения;
– корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
– создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
– подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования,
проектного задания;
– подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
– планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
– выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
– устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
– корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и
ошибок, связанных с анализом текстов;
– соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу
текстов;
– находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
– сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся,
объективно оценивать их по предложенным критериям.

Совместная деятельность:
– формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
– проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
– ответственно выполнять свою часть работы;
– оценивать свой вклад в общий результат;
– выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного
образца.
Предметные результаты:
– понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности
народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
– осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
– осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития,
для познания себя, мира, национальной истории и культуры, для культурной
самоидентификации, для приобретения потребности в систематическом чтении
русской литературы;
– ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков
героев с нравственными нормами, обоснование нравственной оценки поступков
героев;
– овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов;
– совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение
элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов);
– применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/
прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на
текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики
текста в виде пересказа, полного или краткого, составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных
адресатов), читать наизусть стихотворные произведения);
– самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного
круга чтения;
– использование справочных источников для получения дополнительной
информации.
1 КЛАСС:
– осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя,
мира, национальной истории и культуры;
– владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской
литературы;

– применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста;
– использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о
значении слова;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
2 КЛАСС:
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки
героев с нравственными нормами;
– владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
– совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами
интерпретации художественных и учебных текстов;
– применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
– обогащать собственный круг чтения;
– соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с
впечатлениями от других видов искусства.
3 КЛАСС:
– осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
– осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа,
как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
– давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
– совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами
интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
– применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное произведение от
имени одного из действующих лиц;
– пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения
дополнительной информации.
4 КЛАСС:
– осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития, для
культурной самоидентификации;
– определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
– совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и
учебных текстов;
– применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде

пересказа (полного или краткого), составлять устный рассказ на основе прочитанных
произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
– самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения;
– пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения
дополнительной информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Не красна книга письмом, красна умом
1.1
С.А. Баруздин «Самое простое дело»
1.2
Л.В. Куклин «Как я научился читать»
1.3
Н.Н. Носов «Волшебные сказки»
1.4
М.Ю. Лермонтов «Парус». Т.В. Толстая
«Детство Лермонтова»
Итого по разделу
Раздел 2. Я взрослею
2.1
С.Л. Прокофьева «Самый большой друг»
2.2
М.Л. Михайлов «Лесные хоромы»
И.А. Мазнин «Давайте будем дружить
2.3
друг с другом»
2.4
Н.К. Абрамцева «Цветы и зеркало»
2.5
Л.Н. Толстой «Лгун» (басня)
2.6
«Враль» (русская народная сказка)
2.7
В.А. Осеева «Почему?»
Итого по разделу
Раздел 3. Я фантазирую и мечтаю
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и
3.1
рыбке» (отрывок). Р.С. Сеф «Чудо»
3.2
В.В. Лунин «Я видела чудо»
3.3
С.А. Иванов «Снежный заповедник»
3.4
М.М. Пришвин «Закат солнца»,

Контрольные
работы

Всего

0,5
0,5
1
1
3

Практические
работы

1

infourok.
infourok.
infourok.

0,5

1
0,5
0,5
1

infourok.
infourok.
infourok.
infourok.

1

0,5
1

1
1
1
1
6

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1
1

infourok.
infourok.
infourok.
infourok.

infourok.
infourok.
infourok.
infourok.

«Осинкам холодно»
3.5
М.С. Харитонов «Учитель вранья»
3.6
В.Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши»
Итого по разделу
Раздел 4. О родной природе
4.1
Русские народные загадки о солнце
А.Н. Толстой «Петушки». С.В. Сахарнов
4.2
«Мезень» (отрывок)
Русские народные загадки о луне и
4.3
звёздах. С.В. Востоков «Месяц»
Контроль и проверка результатов
4.4
обучения
Русские народные загадки о тучах. Д.
4.5
Шуб «Облачные великаны»
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
5

1
1

0,5

infourok.
infourok.

0,5

infourok.

0,5
1

1

infourok.
infourok.

0,5
3
17

infourok.
infourok.

1
0

4

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Я и книги
1.1
Е.Н. Егорова «Нянины сказки»
Т.А. Луговская «Как знаю, как помню,
1.2
как умею»
Итого по разделу
Раздел 2. Я взрослею
Пословицы. Л.И. Кузьмин «Дом с
2.1
колокольчиком». В.В. Бианки «Сова».
Пословицы о труде. Б.В. Шергин
2.2
«Плотник думает топором». Е.А.
Пермяк «Маркел-Самодел и его дети».
Пословицы о смелости. В.В. Голявкин
2.3
«Этот мальчик». С.П. Алексеев
«Медаль».
Итого по разделу
Раздел 3. Я и моя семья
Л.Н. Толстой басня «Отец и сыновья».
3.1
М.В. Дружинина «Очень полезный
подарок».
Пословицы о семье. В.В. Голявкин
«Мой добрый папа». Отрывки «Я не
3.2
хочу обедать», «На балконе», «До
свидания, папа!»
3.3
Н.К. Абрамцева «Заветное желание».

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1
1

1

2

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

infourok.
infourok.

infourok.

1

infourok.
1
infourok.
1

1

3

1
infourok.

1
infourok.
1
1

infourok.

Е. В. Григорьева «Мечта»,
Л.Н. Толстой «Воспоминания».
Итого по разделу
Раздел 4. Россия – Родина моя
3.4

4.1
4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7
4.8

1

1

4

1

infourok.

В.А. Бахревский «Рябово»

1

infourok.

М.А. Булатов, В.И. Порудоминский
Главы из повести о В.И. Дале «Собирал
человек слова…»
М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский
приходит на помощь». И.К. Языкова
«Преподобный Сергий Радонежский».
Хорош праздник после трудов
праведных. И.С. Шмелев «Масленица».
Л.Ф. Воронкова «Праздник весны».
В. А. Жуковский «Жаворонок». А. С.
Пушкин «Птичка». А. А. Коринфский
«Август-собериха», «Спожинки».
Русские народные загадки о поле,
цветах. И.С. Никитин «В чистом поле
тень шагает». Л.В. Воронкова
«Подснежники».
Поляны муравы одели. В.А. Солоухин
«Трава». Е.А. Благинина «Журавушка».

1

infourok.

1

infourok.

1

infourok.

1

infourok.

1

infourok.

1

infourok.

Итоговая проверочная работа.

1

1

8

1

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

0

3

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
В. И. Воробьев. «Мой дневник». (Глава
1.1
из книги «Я не придумал ничего»).
В. П. Крапивин. «День рождения».
1.2
(Глава из повести «Сказки Севки
Глущенко»).

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

infourok.

1

infourok.

1.3

Т.В.Толстая «Детство Лермонтова»

1

infourok.

1.4

Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».

1

infourok.

Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и
доброй».
П. В. Засодимский. «Гришина
милостыня».
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на
воздушных шариках» (фрагмент).
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых
яблок». О. Ф. Кургузов. «Душа
нараспашку».
В. П. Крапивин. «Зелёная грива».
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней
Чуковский» (фрагмент).
В.П.Крапивин. «Что такое стихия.»
(Глава из повести «Сказки Севки

1

infourok.

1

infourok.

1

infourok.

1

infourok.

1

infourok.

1.5
1.6
1.7
1.8

1.9
1.10

1

1

infourok.

Глущенко»)
Итого по разделу
Раздел 2. Фольклор нашего народа

10

1

2.1

Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей»

1

infourok.

2.2

О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор»

1

infourok.

2.3

А. И. Куприн. «Пасхальные колокола»

1

infourok.

2.4

С. Чёрный. «Пасхальный визит»

1

infourok.

1

infourok.

1

infourok.

1

infourok.

И. С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский. «Клад».
М.М.Пришвин. «Река»
2.6
В.П.Астафьев. «Ночь тёмная-тёмная»
В.Г.Распутин. «Горные речки»
И. П. Токмакова. «Туман».
2.7
В. П. Астафьев. «Зорькина песня»
(фрагмент).
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
2.5

1
7
17

1
0

2

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Мир детства
Я и книги. Испокон века книга растит
1.1
человека
1.2
Я взрослею. Скромность красит человека
Я взрослею. Любовь всё побеждает
1.3
Я и моя семья. Такое разное детство
Я фантазирую и мечтаю. Придуманные
1.5
миры и страны
Итого по разделу
Раздел 2. Фольклор нашего народа
2.1
Люди земли Русской
Что мы Родиной зовём. Широка страна
2.2
моя родная
О родной природе. Мороз невелик, да
стоять не велит.
2.3
На небе стукнет, на земле слышно.
Ветер, ветер, ты могуч…
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1.4

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

3

infourok.

2

infourok.
infourok.

1
3

infourok.

1

1

10

1

2

infourok.

infourok.
infourok.

2

infourok.
3

1

7

1

17

0

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Пособие: Автор: Александрова О. М., Кузнецова М. И., Романова В. Ю..
Литературное чтение на родном русском языке . 1 класс .– М.: Просвещение.
2022.
2 Автор: Александрова О. М., Кузнецова М. И., Романова В. Ю.. Литературное
чтение на родном русском языке . 1 класс .– М.: Просвещение. 2022.
3. Автор: Александрова О. М., Кузнецова М. И., Романова В. Ю.. Литературное
чтение на родном русском языке . 1 класс .– М.: Просвещение. 2022.
4. Автор: Александрова О. М., Кузнецова М. И., Романова В. Ю.. Литературное
чтение на родном русском языке . 1 класс .– М.: Просвещение. 2022.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению на родном
русском языке 1 класс. М.: ВАКО, 2022
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению на родном
русском языке 2 класс. М.: ВАКО, 2022
3. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению на родном
русском языке 3 класс. М.: ВАКО, 2022
4. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению на родном
русском языке 4 класс. М.: ВАКО, 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :
http://school-collection.edu.ru
2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим
доступа : http:// www.gramota.ru
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :
http://nsc. 1september.ru/urok
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа:
http://nachalka.info|about|193


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».