РП Крымскотат. 1-4классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шелковичненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
_______Л.А.Искра
Протокол заседания
«22» августа2023 г. № 3

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ
«Шелковичненская средняя
школа»
________Л.Р.Саганджиева
«25» августа 2023 г .

РАБОЧАЯ

УТВЕРЖДЕНО
Приказ №123
от «25» августа 2023
Директор
МБОУ«Шелковичненская
средняя школа»
________ И.И.Искра

ПРОГРАММА

учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)
для обучающихся 1-4 классов
Срок реализации четыре года

Данная рабочая программа соответствует федеральной образовательной
программе начального общего образования, утверждённой приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 №375
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования»

2023 г.

Рабочая программа по крымскотатарскому языку для 1-4 классов составлена в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее
– ФГОС), на основании примерной программы по учебному предмету
«Крымскотатарский язык», одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) и определяет
цель, задачи, планируемые результаты и содержание предмета. Учебный предмет
интегрированный, объединяет язык и литературное чтение.
Основное назначение изучения крымскотатарского языка состоит в
формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности
осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями
языка.
Крымскотатарский язык как учебный предмет характеризуется:
- межпредметностью (содержанием речи на крымскотатарском языке могут быть
сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными
языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим,
грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой
деятельности);
- многофункциональностью (может выступать как средство приобретения знаний
в самых различных областях).
Примерная
программа
рассчитана
на
изучение
языка
во
всех
общеобразовательных организациях. Изучение крымскотатарского языка в
общеобразовательных организациях Республики Крым начинается с I класса. Учащиеся
данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языками,
что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими
затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп. В
свою очередь, изучение крымскотатарского языка способствует развитию
коммуникативных способностей младших школьников, развитию их познавательных
способностей, формированию общеучебных умений учащихся. Деятельностный
характер предмета «Крымскотатарский язык» позволяет включать иноязычную
речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного
возраста (игровую, эстетическую и т.д.), дает возможность осуществлять
межпредметные связи. Программа дает условное распределение учебных часов по
крупным разделам курса, а также определяет предметное содержание речи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные содержательные линии
Первая содержательная линия – коммуникативные умения, вторая – языковые
знания и навыки оперирования ими, третья - социокультурные знания и умения.
Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основная
содержательная линия - развитие коммуникативных умений, которые отражают
результат овладения крымскотатарским языком на данном этапе обучения.
Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми
средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования,
чтения и письма. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с
социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии
взаимосвязаны, отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета
«Крымскотатарский язык».
Изучение предмета направлено на достижение целей:

формирование умений общаться на крымскотатарском языке на элементарном
уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

формирование коммуникативной компетенции младшего школьника, то есть
способности и готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых
возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и

письменной (чтение и письмо), умений осуществлять межличностное и межкультурное
общение в устной и письменной форме;

уважительного отношения к чужой (иной) культуре через знакомство с детским
фольклором и доступной детской литературой, воспитание толерантного отношения к
представителям крымскотатарского народа;

освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим
школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на
крымскотатарском языке;

развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей,
общеучебных умений, мотивации к дальнейшему изучению крымскотатарского языка.
Изучение предмета направлено на решение задач:

формирование представлений о крымскотатарском языке как средстве
межнационального общения Республики Крым, позволяющем добиваться
взаимопонимания между людьми;

освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых для
овладения устной и письменной речью на крымскотатарском языке на элементарном
уровне;

развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления,
памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения,
ролевых играх, в ходе овладения языковым материалом;

развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных
спектаклей с использованием крымскотатарского языка;

расширение лингвистического кругозора, формирование культуры общения;

развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного
интереса к предмету, а также развитие необходимых УУД и специальных учебных
умений, что заложит основы успешной учебной деятельности по овладению
крымскотатарским языком на следующей ступени образования.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Крымскотатарский язык».
Содержание обучения крымскотатарскому языку в начальной школе отражает
базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в
федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования задачу  средствами предмета обеспечить духовно-нравственное развитие
и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение данного предмета в МБОУ «Шелковичненская средняя школа»
выделяется 68 часов;в 1 классе-17 часов(0,5 часов в неделю),во 2 классе -17 часов(0,5
часа в неделю),в 3 классе-17 часов (0,5 часа в неделю),в 4 классе-17часов (0,5 часа в
неделю)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты обучающихся:

формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности,
осознание себя гражданами многонационального государства;

ценностное отношение к своей малой Родине, семейным традициям,
государственной символике, родному языку, к России;

элементарные представления о мире как о многоязычном и поликультурном
сообществе;
об
эстетических
и
художественных
ценностях
культуры
крымскотатарского народа;

элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе,

а также между носителями разных культур;

доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой
деятельности на основе этических норм;

первоначальный опыт межкультурной коммуникации; уважение к иному мнению
и культуре других народов;

осознание языка как основного средства общения между людьми;

знакомство с языком через детский фольклор, некоторые образцы детской
художественной литературы, традиции.
Метапредметные результаты обучающихся:
развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в
пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные
языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной
задачи;

формирование умений использовать крымскотатарский язык с целью поиска
различной информации, умения составлять диалог на заданную тему;

развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
формирование мотивации к изучению крымскотатарского языка.


Предметные результаты обучающихся:
овладение начальными представлениями о нормах крымскотатарского языка
(орфографическими, лексическими, грамматическими), правилами речевого этикета;

приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями крымскотатарского языка на основе своих речевых возможностей и
потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для
овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на крымскотатарском
языке, расширение лингвистического кругозора;

формирование умений применять орфографические и пунктуационные правила в
объеме изученного материала, находить, сравнивать, классифицировать звуки, буквы,
части слова, части речи, члены предложения;

формирование понятия о крымскотатарском языке как части национальной
культуры народа;

формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого
языка на основе знакомства с культурной жизнью своих сверстников, с детским
фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
В результате обучения в начальной школе выпускник научится:

работать с информацией;

понимать на слух речь учителя во время ведения урока, выказывания
одноклассников, небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом
материале;

расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и
отвечать на вопросы собеседника;

кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе) по
образцу;

читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая
правила произношения и соответствующую интонацию;

понимать основную информацию услышанного;
 извлекать конкретную информацию из услышанного;
 понимать детали текста;


 читать с полным пониманием содержания;
 понимать последовательность описываемых событий, пользоваться языковой
догадкой, сокращать, расширять устную и письменную информацию;
 использовать полученные знания по крымскотатарскому языку в практической
деятельности и в дальнейшем успешно обучаться в основной школе.
Выпускник получит возможность научиться:

читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными
задачами;

читать и понимать содержание текста на уровне смысла, а также:
– делать выводы из прочитанного;
– выражать собственное мнение по поводу прочитанного;
– выражать суждение относительно поступков героев;
– соотносить события в тексте с личным опытом;

пополнять свои знания.
В письме выпускник научится:
– правильно списывать текст на крымскотатарском языке, выписывать из него и (или)
вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;
– выполнять лексико-грамматические упражнения;
– делать записи (выписки из текста);
– делать подписи к рисункам;

писать краткое поздравление (с днем рождения, с праздником) с опорой на
образец;
– отвечать письменно на вопросы.
Планируемые результаты по классам:
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие,
точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения
этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного
оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
В 1-х классах учащиеся оцениваются вербально. Со 2 класса – по 5-балльной
системе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Речевые умения
Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в
связи с прочитанным или прослушанным произведением: диалог этикетного характера
– уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться,
попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться; диалограсспрос – уметь задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?; диалог-побуждение к
действию - уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее
выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического
высказывания - 2-3 реплики с каждой стороны. Соблюдение элементарных норм
речевого этикета, принятых в крымскотатарском языке. Составление небольших
монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание
предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку.
Объем монологического высказывания – 4-5 фраз.
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и
собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых
сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов с опорой на
иллюстрацию. Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты.
Чтение. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом
материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом.
Чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а
также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте
необходимой информации (имени главного героя; места, где происходит действие,
количество действующих лиц). Использование двуязычного словаря учебника. Объем
текстов – примерно 60-80 слов.
Письмо и письменная речь. Списывание текста; вписывание в текст и

выписывание из него слов, словосочетаний, предложений, абзаца. Написание с опорой
на образец, словарные диктанты, диктанты по предметным рисункам.
Языковые знания и навыки (практическое усвоение)
Графика и орфография. Все буквы алфавита и звуко-буквенные соответствия.
Основные правила чтения и орфографии (например, специфических букв гъ ,къ, дж,
нъ). Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух
всех звуков и основных звукосочетаний крымскотатарского языка. Ударение в слове,
особенность ударений в крымскотатарском языке. Интонация утвердительного,
вопросительного (с вопросительным словом и без него) и побудительного
предложений.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации
общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 350-400 лексических единиц
для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения: простейшие устойчивые
словосочетания,
синонимы, антонимы, омонимы, реплики речевого этикета,
отражающие культуру крымскотатарского народа. Начальное представление о
способах словообразования - аффиксация в именах существительных.
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
1-й класс. «Обучение грамоте и развитие речи»
Подготовительный этап
Букварный период
Послебукварный период
Итого
1-й класс
Наша речь
Звуки и буквы
Слово. Слог. Ударение
Предложение
Текст
Итого
Итого за учебный год
2-й класс
Язык и культура
Звуки и буквы
Слово
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Имя числительное
Предложение
Предложение
3-й класс
Речь
Звуки и буквы, слоги
Слово
Предложение
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное

Количество
часов
2ч
4.ч
4ч
10.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
.17
17
1ч.
1ч.
3ч.
3ч.
1ч.
2ч.
2ч.
2ч
1ч к/р 1(17ч)
1ч
1ч.
3ч.
2 ч.
3ч
1ч.
2ч.

Глагол
Повторение.Контрольная работа
Итого
4-й класс
ПовторениеЯзык.Звуки
Слово
Предложение
Части речи. Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Имя местоимение
Глагол
Наречие
Повторение.Контрольная работа
Итого

2ч.
1+1
17
3ч.
2ч.
1ч.
3ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1+1
17ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».