РП астр

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора

___________И.А.Кан

МБОУ «Шелковичненская средняя школа»

Директор МБОУ «Шелковичненская средняя
школа»

Протокол заседания

_____________ Л.Р.Саганджиева

« 22 »августа 2022г. № 1

__________________ И.И.Искра
Приказ « 22 » августа 2022 г. № 107

« 22 » августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Класс

астрономия
11

Уровень

базовый

Учитель

Кан И.А.

Срок реализации программы

1 год

Количество часов:
Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
Программа составлена на основе авторской программы В.М.Чаругина. «Астрономия 10-11 кассы». Методическое пособие для общеобразовательных
организаций под ред. В.М.Чаругина. Москва.- «Просвещение» - 2017г.
Учебник: В.М.Чаругин. Учебное пособие для общеобразовательных организаций «Астрономия 10-11». Базовый уровень М. : Просвещение, 2017
с. Шелковичное, 2022
1

Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 11 классе:
• Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах, которые
используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в
недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения
информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.
• Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения
затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений
люди научились измерять время и вести календарь.
• Узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к
революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы,
управляющие движением планет, и позднее, закон всемирного тяготения.
• На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе
которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное
тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
• Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе
парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет,
метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет.
• Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для
изучения физически свойств небесных тел.
• Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе
законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца
помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
• Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и
источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как
рождаются, живут и умирают звёзды.
• Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы
по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.
• Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлые химические
элементы.
2

• Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные
скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть
через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной
дыры.
• Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров,
распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.
• Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о
конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
• Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности,
расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое
излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.
• Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой
отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
• Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных
цивилизаций и связи с ними.
• Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий,
измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений,
измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.
Личностными
результатами
обучения астрономии в средней школе являются:
•в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, познанию себя—ориентация на достижение личного
счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность
обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и
3

без- опасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
•в сфере отношений обучающихся к России как к Родине российская идентичность,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам,
традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
•в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу — гражданственность,
гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения,
готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность
отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно обще- признанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию
отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы,
равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
•в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение
4

на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и
формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других
людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия),
компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
•в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре —
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и
способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая
культура, бережное отношение к род- ной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние
природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру,
готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
•в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений —
уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей
профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой
профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к
самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
5

Регулятивные универсальные учебные действия
•самостоятельно
определять
цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
•оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной ранее цели;
•сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
•организовывать эффективный поиск ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели;
•определять несколько путей достижения поставленной цели;
•выбирать оптимальный путь достижения цели,
учитывая эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
•задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
•сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
•оценивать последствия достижения поставлен- ной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
•критически оценивать и интерпретировать ин- формацию с разных позиций;
•распознавать и фиксировать противоречия
в информационных источниках; •использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
•осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
•искать и находить обобщенные способы решения задач;
•приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении
действий и суждений другого;
•анализировать и преобразовывать проблемно- противоречивые ситуации;
•выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности
6

широкого переноса средств и способов действия;
•выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
•менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать
образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее
решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
•осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной
организации, так и за ее пределами);
•при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды
в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); •развернуто, логично и точно
излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств;
•распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
•координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания
реального и виртуального);
•согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
•представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед
незнакомой аудиторией;
•подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
•воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
•точно и емко формулировать как критические,
так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при
этом личностных оценочных суждений.
Содержание учебного курса
Введение в астрономию (1 ч)
7

Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими
Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими
процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с
характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных
оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с
теми небесными телами и объектами, которые о ни в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.
Астрометрия (5 ч)
Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия,
интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся
проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном
отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет
и на основе этого — получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения
представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении
календаря.
Небесная механика (3 ч)
Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические
системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные
перелёты.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и
Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов
и планет-карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах,
метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных
представлениях о её происхождении.
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
8

Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах
наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях
солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем
строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца;
получить представление: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных
типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают
определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и
сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.
Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о
распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её
центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре,
расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по
наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы
в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о
распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления
галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается
вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей
теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения
привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой
температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных
наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.
9

Современные проблемы астрономии (3 ч)
Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности
определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения
Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и
поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о
методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

1
2

Введение в астрономию
Астрометрия

3

Небесная механика

4

Строение солнечной системы

5

Астрофизика и звездная астрономия

6

Млечный путь – наша галактика

Количество
Модуль воспитательной программы «Школьный урок»
часов
1
День знаний
5
Международный день мира
Всемирный день моря
Международный день пожилых людей
3
Международный день животных;
Международный день учителя;
7
Международный день толерантности
310 лет со дня рождения Михаила Васильевича
Ломоносова
День матери в России
Международный день инвалидов
7
День прав человека
День российской науки
Всемирный день дикой природы
Международный женский день
Всемирный день Земли
3
Международный день лесов
День смеха
10

7

Галактики

3

8

Строение и эволюция Вселенной

2

9

Современные проблемы астрономии

3

Всемирный день авиации и космонавтики
День Земли
День весны и труда
День Солнца
День Победы
Международный день семьи

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».